Проект Россия
Картотека: архитекторы выставок и музейных экспозиций. Ян Визинберг: партнер, креативный директор Лорем Ипсум
Ключевой способ познания мира — сторителлинг. В этом уверены в студии с ироничным названием в виде бессмысленного текста-заполнителя, который был известен каждому дизайнеру-верстальщику, заставшему времена программы PageMaker. Однако члены этой мультинациональной команды, основанной в 2000 году в Нью-Йорке и сегодня работающей в России и за рубежом, напротив, только и делают, что заполняют пространства смыслами.
12 июня 2021
Интерактивный контент в «Ельцин-центре», контент аттракциона «Полет над Москвой» в парке «Зарядье», иммерсивная выставка «Коридоры. Семь миров Высоцкого» в Еврейском музее (на фото), экспозиция открывшего в прошлом году музея «Зоя», грядущего Музея транспорта в мельниковском гараже вместе с «Меганомом» (см. ПР93/94) и павильона «Росатом» на ВДНХ по проекту UNK, – кажется, за последние несколько лет Лорем Ипсум стали одними из ведущих игроков на музейном рынке, особенно там, где дело касается сложных мультимедийного и иммерсивных технологий.

© Проект Россия. №97
Умением погружать зрителя в альтернативную пространственно-временную реальность они очевидно обязаны своему кинематографическому бэкграунду – и по той же причине в их экспозициях такая мощная видео-составляющая.
Креативный директор студии Lorem Ipsum Ян Визинберг считает, что мультимедиа – это новый вид нарративного искусства, совмещающий достоинства всех прочих. Тем не менее, для достижения нужного результата эта панацея. «К сожалению, от посещения большинства экспозиций у меня не складывается тот эмоциональный драматургический опыт, который получаешь, например, от фильмов, – делится Ян. – Мне кажется, мы пока еще в начале пути поиска того языка, на котором можно было бы рассказывать истории о пространстве и использовать его возможности: заставлять реагировать, стоять или двигаться, смотреть или пропускать. Но ведь и кино, пока не изобрели монтаж, состояло из драматургически не связанного набора объектов. Сейчас это синтетический вид искусства, который в себя вобрал и литературу, и музыку, и театр и стал единым организмом. Точно так же мы рано или поздно научимся рассказывать пространственные истории».
С его точки зрения, мультимедиа в этом случае должны работать прежде всего над целостностью всего произведения, собирать экспозицию воедино. Поэтому этот слой должен быть практически невидимым: «Как в кино: по-настоящему талантливая операторская и режиссерская работа не обращает на себя внимания и не отвлекает от основной истории».